• Музей работает с 10.00 до 18.00 без выходных.
  • 8 (423) 221-24-77
  • г. Владивосток, ул. Сахалинская, 2а

ЗиС-151 (1946—1950)

Грузоподъёмность: 2500/4500*** кг

Тип двигателя, объём: 6-ти цилиндровый, 5555 см3

Мощность двигателя: 92 л. с.

Расход топлива: 46 / 55*** км

Максимальная скорость: 60 км/ч

В 1946 году были построены два опытных образца ЗиС-151 — в мае был готов первый вариант машины с двускатными задними колесами (ЗиС-151-2), а осенью на испытания вышел второй опытный образец (ЗИС-151-1). Он имел односкатные задние колеса и кабину от ЗиС-150.

Летом 1947 года на сравнительных испытаниях по бездорожью американских трехосных автомобилей «Студебекер», «Интернационал», отечественных ЗиС-151-1 и ЗиС-151-2, ЗиС-151-1 на автобусных шинах 10,50-20" показал лучшую проходимость и более высокую среднюю скорость по бездорожью, кроме движения по болотистой луговине. Односкатные шины шли «след в след» и требовали меньше энергетических затрат на прокладывание колеи, чем двускатные. Однако основной армейский заказчик настоял на использовании двускатных задних колес, несмотря на более чем благоприятные для ЗиС-151-1 результаты дорожных испытаний.

Нужно совершенно недвусмысленно сказать, что ЗИС-151 не являлся советским вариантом «Студебеккера», «Интернационала» или «Джиэмси» — трехосных полноприводных машин грузоподъемностью 2500 кг. Их роднили назначение, компоновка, конструкция и размеры грузовых платформ с решетчатыми бортами и продольными откидными скамьями. При почти одинаковой с ними ширине (2320мм) и высоте (2740 мм) ЗИС-151 был длиннее (6930 мм) в среднем на 800-1500 мм, а его снаряженная масса составляла 5880 кг (ЗИС-151 А с лебедкой) или 5580 кг (ЗИС-151 без лебедки).

Силовой агрегат ЗиС-151 представлял собой шестицилиндровый, бензиновый, четырехтактный карбюраторный двигатель жидкостного охлаждения ЗиС-121 (до 1950 года устанавливался двигатель ЗиС-120) мощностью 92 л.с. В трансмиссии применялись двухдисковое сухое сцепление, пятиступенчатая коробка передач, раздаточная коробка с двухступенчатым демультипликатором, пять карданных валов с десятью шарнирами. Передняя подвеска на двух продольных полуэллиптических рессорах с гидравлическими амортизаторами двустороннего действия и шарнирами равных угловых скоростей типа «Бендикс-Вейсс», задняя на двух продольных рессорах (балансирная). Рабочий тормоз — колодочный, на все колёса, с пневматическим приводом и выводом для соединения с тормозной системой прицепа. Размер шин  — 8,25-20". На автомобиле было установлено два бензобака емкостью по 150 л.
ЗиС-151 стал первым отечественным автомобилем с тремя ведущими осями. Он широко применялся в послевоенные годы в Красной Армии. Шасси ЗиС-121 послужило базой для ряда боевых машин реактивной артиллерии, таких, как БМ-13.

 

 

Характеристики Studebaker US6 U3 ЗиС-151
Колесная формула 6x6
Длина, мм 6325 6930
Ширина, мм 2230 2320
Высота, мм 2700* 2310 (2740*)
База, мм 4120 4225
Колея передних/задних колес, мм 1590/1720
Радиус поворота, м 10 11,2
Клиренс, мм 248 260
Снаряженная масса, кг 4850 5580 (5880**)
Грузоподъемность, кг 2500 2500/4500***
Масса буксируемого прицепа, кг н/д 3600
Двигатель (тип) Hercules JXD
(6-цилиндровый)
ЗиС-121
(6-цилиндровый)
Рабочий обьем, см3 5240 5555
Мощность двигателя, л.с. при (об/мин) 95 (2500) 92 (2600)
Расход топлива, л/100 км 38,5 46,0/55,0***
Максимальная скорость, км/ч 70 60
Запас хода по топливу, км 390 520/665***
Преодолеваемые препятствия
— брод
— подъем
— крен
н/д 0,8 м
28°
25°