ЗиС-151 (1946—1950)
Грузоподъёмность: 2500/4500*** кг
Тип двигателя, объём: 6-ти цилиндровый, 5555 см3
Мощность двигателя: 92 л. с.
Расход топлива: 46 / 55*** км
Максимальная скорость: 60 км/ч
В 1946 году были построены два опытных образца ЗиС-151 — в мае был готов первый вариант машины с двускатными задними колесами (ЗиС-151-2), а осенью на испытания вышел второй опытный образец (ЗИС-151-1). Он имел односкатные задние колеса и кабину от ЗиС-150.
Летом 1947 года на сравнительных испытаниях по бездорожью американских трехосных автомобилей «Студебекер», «Интернационал», отечественных ЗиС-151-1 и ЗиС-151-2, ЗиС-151-1 на автобусных шинах 10,50-20" показал лучшую проходимость и более высокую среднюю скорость по бездорожью, кроме движения по болотистой луговине. Односкатные шины шли «след в след» и требовали меньше энергетических затрат на прокладывание колеи, чем двускатные. Однако основной армейский заказчик настоял на использовании двускатных задних колес, несмотря на более чем благоприятные для ЗиС-151-1 результаты дорожных испытаний.
Нужно совершенно недвусмысленно сказать, что ЗИС-151 не являлся советским вариантом «Студебеккера», «Интернационала» или «Джиэмси» — трехосных полноприводных машин грузоподъемностью 2500 кг. Их роднили назначение, компоновка, конструкция и размеры грузовых платформ с решетчатыми бортами и продольными откидными скамьями. При почти одинаковой с ними ширине (2320мм) и высоте (2740 мм) ЗИС-151 был длиннее (6930 мм) в среднем на 800-1500 мм, а его снаряженная масса составляла 5880 кг (ЗИС-151 А с лебедкой) или 5580 кг (ЗИС-151 без лебедки).
Силовой агрегат ЗиС-151 представлял собой шестицилиндровый, бензиновый, четырехтактный карбюраторный двигатель жидкостного охлаждения ЗиС-121 (до 1950 года устанавливался двигатель ЗиС-120) мощностью 92 л.с. В трансмиссии применялись двухдисковое сухое сцепление, пятиступенчатая коробка передач, раздаточная коробка с двухступенчатым демультипликатором, пять карданных валов с десятью шарнирами. Передняя подвеска на двух продольных полуэллиптических рессорах с гидравлическими амортизаторами двустороннего действия и шарнирами равных угловых скоростей типа «Бендикс-Вейсс», задняя на двух продольных рессорах (балансирная). Рабочий тормоз — колодочный, на все колёса, с пневматическим приводом и выводом для соединения с тормозной системой прицепа. Размер шин — 8,25-20". На автомобиле было установлено два бензобака емкостью по 150 л.
ЗиС-151 стал первым отечественным автомобилем с тремя ведущими осями. Он широко применялся в послевоенные годы в Красной Армии. Шасси ЗиС-121 послужило базой для ряда боевых машин реактивной артиллерии, таких, как БМ-13.
Характеристики | Studebaker US6 U3 | ЗиС-151 |
Колесная формула | 6x6 | |
Длина, мм | 6325 | 6930 |
Ширина, мм | 2230 | 2320 |
Высота, мм | 2700* | 2310 (2740*) |
База, мм | 4120 | 4225 |
Колея передних/задних колес, мм | 1590/1720 | |
Радиус поворота, м | 10 | 11,2 |
Клиренс, мм | 248 | 260 |
Снаряженная масса, кг | 4850 | 5580 (5880**) |
Грузоподъемность, кг | 2500 | 2500/4500*** |
Масса буксируемого прицепа, кг | н/д | 3600 |
Двигатель (тип) | Hercules JXD (6-цилиндровый) |
ЗиС-121 (6-цилиндровый) |
Рабочий обьем, см3 | 5240 | 5555 |
Мощность двигателя, л.с. при (об/мин) | 95 (2500) | 92 (2600) |
Расход топлива, л/100 км | 38,5 | 46,0/55,0*** |
Максимальная скорость, км/ч | 70 | 60 |
Запас хода по топливу, км | 390 | 520/665*** |
Преодолеваемые препятствия — брод — подъем — крен |
н/д | 0,8 м 28° 25° |